четверг, 6 июня 2019 г.

Макс Эрнст "Царь Эдип"

"Мастер сновидений, самый великий породитель галлюцинаций"- так называют Макса Эрнста (1891 - 1976), одного из наиболее отчаянных экспериментаторов-сюрреалистов XX в.
В основе сюрреалистических работ мир подсознания, снов, бреда, галлюцинаций. Того, что неведомо. Того, что скрыто в глубине.
Картину "Царь Эдип" Макс Эрнст написал в 1922 году.
С начала 20-х гг. появляются первые коллажи художника, которые сам автор называл «почтовыми открытками». Совершенно особая техника коллажа, придуманная им, была основана на «случайной встрече двух различных реальностей на неподходящем плане». По словам Т. Тцары, метод, который изобрел Эрнст, состоял в том, «чтобы наклеить на холст картинки, изначально не имеющие никакой связи между собой, но, совмещенные друг с другом, они в конце концов приобретают какой-то смысл, сходство с чем-то».
Такой, вроде бы несовместимой и непонятной, представляется на первый взгляд и картина "Царь Эдип".
Давайте рассмотрим ее подробнее. Само название сразу же отсылает к учению Фрейда, которым Эрнст, как и многие другие авангардистские художники того времени, был увлечен. Знаменитый фрейдовский эдипов комплекс. Куда же без него?
Вторая прямая отсылка на трагедию Софокла "Царь Эдип", историю царя Фив Эдипа, убийцы отца и мужа матери, жертвы предсказания, невольного виновника страданий. Как своих, так и чужих.
Сам главный герой скрыт за каменной стеной. Видна только рука, высовывающаяся из отверстия. Пальцы пронзены острыми предметами. Боль, невыносимая боль. Но они сжимают орех, пытаясь раскрыть его.
Орех - тайна. Сердцевина сокрыта толстой кожурой. Чтобы раскрыть тайну несчастий Фив, Эдипу необходимо узнать правду.
Орех пронзен стрелой. Правда оказывается больной.
Справа на картине две головы птиц. Но сразу же обращает на себя внимание, что у птиц человеческие глаза. Птицы -люди. Одна из тем, что часто встречается в работах Эрнста.
И причину этого можно найти в детстве художника. Известен следующий факт биографии. Маленький Макс любил птиц. У него дома был любимец попугай (в некоторых источниках говорят, что соловей). И эта любимая птичка умерла как раз в тот самый момент, когда родилась его сестра. Эрнст был уверен, что душа птицы переселилась в сестру.
Не трудно увидеть, что на картине представлены птица - мужчина и птица - женщина. Отец Лай и мать Иокаста, два человека, связанные с предсказанием. Их тела спрятаны в деревянный ящик, лишены возможности двигаться. От их действий ничего не изменится. Все предрешено - судьбы не изменить.
И эти рога на голове птицы - мужчины многозначны. Лай, ставший рогоносцем по вине сына.
Шея птицы - женщины охвачена изогнутым забором. Иокаста - еще одна невольная жертва трагедии. И спрятана за забором, и ничего не видит из-за него.
А вдали, в небе, маленький воздушный шар. Символ полета, символ бегства к свободе. Но как же она, эта свобода, далека и как же мала надежда на нее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий