понедельник, 3 июня 2019 г.

Неистовые футуристы

Футуризм - художественное течение, зародившееся в 1909 году. Наибольшее развитие получило в Италии. 20 февраля 1909 года итальянский поэт Филиппо Маринетти опубликовал «Манифест футуризма», написанный им специально для молодых итальянских художников.

Футуристы определили себя как анти-романтиков, и они хотели следовать своим собственным настроениям. "Разрушить старое, создать новое", - самый важный тезис футуристов. Ведь само название течения происходит от латинского слова " futurum", что в переводе означает "будущее".

Одним из ярких представителей футуризма в Италии был Умберто Боччони (1886-1916).

Некоторое время он изучал импрессионизм и постимпрессионизм в Париже. Но, вернувшись в Италию, с энтузиазмом принял идеи Маринетти.

Картину "Город встает" принято считать первой футуристической картиной Боччони.


Умберто Боччони "Город встает", 1910

На картине видны силуэты строящегося города, весь передний план заполнен изображением ломовых лошадей и погонщиков. Реальные кони превращены в сказочные мифологические существа, уподоблены рассыпающемуся огненными искрами вихрю. Художник изображает не просто движущийся объект, но как бы само движение, вернее, поток энергии (он изобрел даже специальные термины: сило-линии и сило-формы), в котором творящее, созидательное начало неотделимо от разрушительного. Его кони в своем полете несут гибель погонщикам...

Уже в этой первой картине Боччони четко определяет свой интерес в искусстве - изображать средствами живописи движение.

Полна движения и другая картина художника - "Мятеж в галерее"


Умберто Боччони "Мятеж в галерее", 1910

Картина невероятно интересна. Во-первых, она имеет занимательный сюжет. На ней изображена сцена в одной из торговых галерей. Две дамы, скажем так, не совсем порядочные устроили потасовку. Видимо, не поделили место работы. Вокруг много народу, который в порыве устремляется к дерущимся дамам. То ли разнять, то ли просто посмотреть. Вся картина наполнена движением.

Во-вторых, интересно само исполнение картины. В ней чувствуется влияние пуантализма, которым был увлечен Боччони.

А в-третьих, на этой картине чуть ли не впервые в качестве освещения используются электрические лампочки, которые как раз в это время входили в употребление.

Умберто Боччони - городской художник. В большинстве его картин одним из действующих лиц выступает город.


Умберто Боччони "Улица входит в дом", 1911

На этой картине явно видно влияние кубизма. С кубизмом ее объединяет то, что в этой картине Боччони отказывается от перспектива. Грани между пространствами стерты. Все происходит здесь и сейчас. В одном целом и одновременно. Улица словно зажата между домами, которые наваливаются на нее.

В центре картины нарисованная со спины женщина в белой кофте. Она стоит на балконе и смотрит вниз, на улицу, где кипит жизнь . Некоторые исследователи творчества Боччони говорят, что на балконе стоит его мать.

Вторым ярким представителем итальянского футуризма является Джакомо Балла (1871–1958).

Первой футуристической картиной художника стала картина !Уличный фонарь".


Джакомо Балла "Уличный фонарь", 1910-11

Полотно это, надо сказать, в человеческий рост высотой. И, казалось, посвящено такому незначительному предмету - уличному фонарю. Но нельзя забывать, что на картине изображен электрический фонарь. Новшество тех лет.

К тому же, она была своеобразной иллюстрацией к манифесту Маринетти под необычным наименованием «Убьем лунный свет!».

На картине как раз видно, как свет фонаря гасит свет луны, находящейся в верхнем правом углу.

Это был первый опыт работы Балла в технике симультанности (одновременности). Художник хотел с помощью красок передать последовательность фаз движения какого-либо объекта.


Джакомо Балла "Динамизм собаки на поводке", 1912

На этой картине еще больше видно движение. Все-таки невероятно сложно подобное совмещение различных моментов на плоскости.

Балла в дальнейшем продолжил свои эксперименты в технике симультанности . Вот как он изобразил картинку из окна.


Джакомо Балла "Полет ласточек", 1913

Если в этой картине еще можно разглядеть сюжет (окно, летящие птицы), то постепенно картины Балла становятся все больше и больше абстрактными.


Джакомо Балла "Разгоняющаяся машина", 1912

Его уже совершенно не интересует предмет. Главное передать движение.

Но и его этого Баллу оказалась недостаточно. Он вступил на другую ступень - попытался передать и звук.


Джакомо Балла "Абстрактная скорость плюс звук", 1913-14

Картине уже тесно на полотне. Она вырывается за его пределы, переходит на рамку. Это один из самых первых экспериментов такого типа.

Считается, что эпоха футуризма закончилась в конце 1920-х годов. Но некоторые художники продолжали писать свои картины в этом стиле вплоть до Второй мировой войны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий